Финансовый уполномоченный осуществляет досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами — физическими лицами, позволяя избежать обращения в суд. До направления обращения финансовому уполномоченному потребитель обязан направить претензию в финансовую организацию. Принятие и рассмотрение финансовым уполномоченным обращений для потребителей является бесплатным.
За рассмотрение финансовым уполномоченным обращений потребителей финансовые организации обязаны уплачивать взносы для обеспечения деятельности службы финансового уполномоченного. В случаях, предусмотренных законом, потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.
По результатам рассмотрения обращения потребителя финансовый уполномоченный принимает решение, которое подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в указанный в решении срок. В случае несогласия с решением финансового уполномоченного финансовая организация вправе оспорить его в суде. Потребитель финансовых услуг в случае несогласия с решением финансового уполномоченного для защиты своих прав вправе обратиться в суд.